Прошлое открывает тайны...

Есть в Москве замечательное место. Называется оно Российский государственный архив древних актов (сокращенно РГАДА). Уже из названия понятно, что здесь хранятся самые старые документы по истории нашего государства. Неудивительно поэтому, что в этот архив ученых историков и краеведов-любителей тянет как магнитом. Где еще, как не в РГАДА, можно найти первые упоминания о родном городе или селе, а то и об основателе своего рода...

Среди огромного количества всевозможных древних актов, человека, пытающегося докопаться до изначальных страниц истории малой родины, привлекают писцовые книги. Это объемные сборники из сшитых листов бумаги с рукописным текстом. Некоторые такие книги включают в себя более одной тысячи листов. В писцовых книгах отражены результаты переписей населения. Составляли их специально назначенные в Москве писцы со своими помощниками дьяками и подьячими. Они приезжали в уезд, изучали подготовленную для них учетную документацию – результаты предыдущей переписи, «сказки» местных властей с перечислением жителей города и сельской округи, документы на право владения землей, перепроверяли все это на месте.

Самые древние книги (из тех, которые сохранились) с описанием территории современного Спасского района были составлены почти четыреста лет назад, в 20-х годах XVII века. Их две – писцовая книга Нижегородского уезда 1621–1624 годов и писцовая книга Курмышского уезда 1623–1626 годов. В то время такой административной единицы как Спасский район еще не было, и его территория входила в состав выше названных уездов, граница между ними пролегала по речкам Черная и Уронга. Одну из таких книг вы видите на прилагаемой фотографии. Тексты этих книг частично опубликованы в сборнике «Родной земли седая старина: территория Спасского района Нижегородской области в XVII веке: документы и исторический очерк» (Н. Новгород, 2013).

  pish  

Писцовая книга Нижегородского уезда

Писцовое описание 1620-х годов важно еще и тем, что это было первое подобное мероприятие общегосударственного масштаба после завершения трагического периода Смутного времени. Результаты описания дают возможность определить, какое влияние оказала Смута на социально-экономическое развитие нашей страны.

Итак, представим, что вместе с командами писцов, прибывшими в Нижегородский и Курмышский уезды, мы добрались до земель, расположенных между речками Урга, Имза, Уронга…

Посетим сначала «нижегородскую» часть нашего района. В писцовой книге Нижегородского уезда она названа «Курмышской приписью», так как перед началом описания была передана в состав Нижегородского уезда из Курмышского. Она самая большая по площади и в основном еще не заселена. Постоянное население здесь сосредоточено преимущественно на территории Спасской вотчины Нижегородского Благовещенского монастыря. Русские люди пришли сюда еще во второй половине XIV века. Однако отдаленная вотчина вскоре запустела на два столетия. Вновь поселенцы появились тут перед самым началом писцового описания. В 1622 году на пустом Спасском селище возникло сельцо Спасское, а рядом с ним деревни Турбанка и Ольховка (Елховка). Поэтому-то в писцовой книге и отмечено, что все эти селения «ставятцо ново», «а на дворех избы поставлены, а не огорожены», то есть первые жители к приходу писцов даже не успели огородить свои усадьбы. На момент описания в сельце и двух деревнях стояло всего 33 жилых да 19 пустых дворов. В состав вотчины были включены и земли, где сейчас расположены села Красный Ватрас и Тубанаевка. Однако тогда там были еще пустоши.

2 Благ. м рь Мигино Спасское

Листы писцовой книги с описанием сельца Спасского

Остальная территория «Курмышской приписи» находилась во владении частных лиц – дворян (помещиков), а некоторые земли, определенные как «порозжие», были отписаны на царя. Единственным населенным пунктом тут была деревня Низовка (46 жилых и 4 пустых двора). Прочие 11 владений являлись пустошами. Причем помещики, чьи имущественные права были закреплены в писцовой книге, являлись уже не первыми владельцами этих мест. При описании Низовки и шести пустошей писцы перечислили как современных им, так и прежних помещиков. Имена или прозвища пяти последних совпадают с названиями пустошей. Поэтому этих людей и следует считать первыми владельцами: Низовка (бывшая пустошь Вишневецкая) – Сокувн Вишневецкий, Саблуково – Саблук Филиппов, Бутенево – Иван и Русин Бутеневы, Зверево – Федор Зверев, Никифорово – Иван и Третьяк Никифоровы. Остальные семь пустошей – это Ватрас (совр. Бронский Ватрас), Латышиха, Ключищи, Азаковка (располагалась около Бронского Ватраса), Дружковская, Высокая Гора (совр. д. Высоково), Высокое Селище (совр. с. Высокий Оселок).

Сам термин «пустошь» свидетельствует о том, что ранее здесь могли существовать населенные пункты, на остатки которых указывали и писцы, перечисляя в некоторых пустошах дворовые места, распаханные земли и гумна для обмолота хлеба. А при описании Ключищ сказано, что эта пустошь прежде была починком с одним крестьянским двором.

В «курмышской» части будущего Спасского района писцы увидели иную картину. Эта местность в основном была уже обжита. Самой большой здесь оказалась деревня Антоново (62 жилых и 7 пустых дворов). Также существовали деревни Юрьевка (в наст. время ее нет) и Мацнево (совр. Масловка), а по соседству с деревней Турбанка на другой стороне Уронги расположилось единственное в то время на весь Спасский район село Симаново (оно же Быковы Горы; оба названия приводятся в писцовой книге Курмышского уезда) с деревянной Казанской церковью. Однако храм тогда был «бес пения», то есть богослужение в нем не проводилось.

Встречались в этой части и пустоши. Так, на берегу Урги писцы описали пустошь Нечаевскую Трубникову. Ей первоначально владел Нечайко Трубников, а в 1623 году эта пустошь принадлежала Осипу Солонинову. Впоследствии здесь возникла деревня Солонинова (Солониха). При описании межи деревни Мацнево упоминается пустошь Стромилово, бывшее владение Василия Стромилова. Потом тут появилась деревня Стромилово (Скучиха).

На речке Маклаковке существовало Коропово поле, владельцем которого являлся Нижегородский Печерский монастырь. Вскоре после писцового описания на нем возникло село Коропово (совр. Русское Маклаково).

В 1620-х годах, судя по другим документам, существовали также все современные татарские селения Спасского района: Татарское Маклаково, Ишеево, Базлово, Тукай. Они принадлежали представителям особого сословия служилых татар и в Курмышскую писцовую книгу включены не были.

 Итак, на основании информации из писцовых книг мы можем утверждать, что на момент их составления, то есть примерно к середине 1620-х годов на территории Спасского района имелось 12 населенных пунктов, 11 из которых (за исключением деревни Юрьевки) существуют до сих пор. Эти селения и следует считать самыми древними в нашем крае. Вместе с тем освоение его территории после Смутного времени лишь начиналось. Все известные населенные пункты были сосредоточены преимущественно в восточной и южной частях будущего Спасского района, ближе к городу Курмышу. Бoльшую часть территории района только предстояло заселить. Что и было осуществлено в основном к середине XVII века. Писцы, проводившие перепись 1646 года, записали в переписные книги жителей уже 30 сел и деревень из 44-х существующих в Спасском районе в настоящее время.

Любознательный читатель может сам подробно ознакомиться с писцовыми описаниями XVII века в выше упомянутой книге «Родной земли седая старина» и «выудить» из них немало других интересных фактов о первоначальном этапе развития сел и деревень Спасского района.

Статья подготовлена  Ледровым Сергеем Михайловичем кандидатом исторических наук, доцентом, заведующим кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Нижнем Новгороде.

ledrov.ru/history/istoriya-spasskogo-rajona/51-o-chem-rasskazali-pistsovye-knigi

 

Koнтакт

ДРОКС olga-agnia@mail.ru